Расписание вискикласс 17

Чарльз Маклин: возраст не гарантия качества

Представлять виски-гуру Чарльза Маклина (Charles Maclean), мне кажется, не стоит. О нем говорят его многочисленные книги, вышедшие в том числе и на русском языке, а также впечатления от его выступлений во время мастер-классов перед российской аудиторией. А еще его портрет дополняют кадры из художественного фильма “Доля ангелов” (2012 г.), в котором повествуется о жизни в Шотландии и, так или иначе, поднимается несколько животрепещущих тем, связанных с виски. Вот с разговора о картине я и хочу начать наше общение.

— Чарльз, в России вас хорошо знают. Ваше мнение является едва ли не самым авторитетным в среде российских поклонников виски. Поэтому на меня возлагается очень ответственная миссия — спросить вас о наиболее злободневных, о наиболее острых вопросах, связанных с виски.
Чарльз Маклин: “Очень интересно, продолжайте”.

— Мой первый вопрос касается фильма “Доля ангелов”, который произвел весьма яркий эффект. В фильме показано много интересных проблем, связанных с виски. Не может быть, чтобы ваше участие в нем ограничилось исполнением актерской роли. Вы же наверняка консультировали съемочную группу?
Чарльз Маклин: “Вначале к созданию фильма меня привлекли исключительно в качестве консультанта по сценарию. У сценариста была идея, но она просматривалась лишь в общих чертах. При этом он точно знал, что фильм будет о виски, и что в картине будут затрагиваться проблемы неблагополучной молодежи из бедных слоев общества. На первоначальном этапе он еще не представлял, как эти две вещи совместить.
Однажды мне позвонили из компании, занимавшейся фильмом, и попросили совета о том, с кем из индустрии виски можно обсудить те или иные вопросы, например, на какую дистиллерию лучше отправиться снимать и с кем там поговорить по поводу проведения съемки. Я дал соответствующие рекомендации. По прошествии года я получил сценарий. Но режиссер Кен Лоуч (Ken Loach) в соответствии со своей манерой работы прислал мне, скорее, не столько сценарий, сколько его набросок”.

— И как вы отреагировали на полученный материал?
Чарльз Маклин: “Я сделал несколько замечаний и подкорректировал те понятия, которые звучали немного неверно с точки зрения языка виски. А чуть позже ко мне прислали актера, который играл одну из ведущих ролей в фильме — роль социального работника”.

— Вы принялись знакомить его с основами понимания виски?
Чарльз Маклин: “Да, я провел тренинг по органолептической оценке виски для него и для еще одного актера, который по сюжету должен был на аукционе закупать виски для русских. Оба они приехали ко мне на тренинг и в течение дня учились дегустировать и понимать виски”.

— Этим ваша миссия не была исчерпана?
Чарльз Маклин: “Просматривая сценарий, я заметил, что в фабулу картины заложен довольно необычный аукцион с одним лотом для одной бочки виски. Так совпало, что в это время меня попросили присутствовать на одном международном аукционе, где была выставлена одна бутылка виски. Это был 60-летний виски. Устроители аукциона просили меня, чтобы я поговорил о виски с сидящими в зале, для того чтобы оправдать ожидания тех людей, которые делают свои заявки по телефону.
Я позвонил продюсеру и сообщил, что как раз аукцион, подобный упомянутому в сценарии, проводится в Эдинбурге, и если директор картины сможет приехать, то он сам все увидит и проникнется атмосферой аукциона одного лота”.

— И директор откликнулся на это предложение?
Чарльз Маклин: “Да, он приехал. А на следующий день раздался телефонный звонок от продюсера, который сказал: “Спасибо большое! Это было очень полезно. Теперь Кен Лоуч хочет дать вам в своем фильме роль Рори МакАллистера (Rory McAllister) — эксперта по виски”.

— Вы что, отказались?
Чарльз Маклин: “Да, я сразу возразил, что я не актер. А в ответ услышал, что это как раз то, что им нужно, поскольку Кен Лоуч хочет смешать в своем фильме актеров и реальных людей, чтобы сделать его более реалистичным. Так я оказался на экране”.

— Замечу, что ваше участие во многом способствовало успеху картины. По крайней мере, многие мои друзья ходили на этот фильм потому, что там снимался Чарльз Маклин.
Чарльз Маклин: “Надеюсь, я их не разочаровал”. (Cмеется.)

— Картина затрагивает очень серьезные вопросы...
Чарльз Маклин: “Да, в ней затрагиваются серьезные социальные проблемы. Но что особенно интересно, так это то, что обычно виски рассматривались как часть социальной проблемы, когда люди слишком много пьют и ведут себя неподобающим образом. В нашем же фильме виски выступил, наоборот, как путь к спасению. Получилась такая любопытная инверсия”.

— В фильме затронуты и проблемы, касающиеся самого виски. И одна из них — это оценка раритетных выпусков с большой выдержкой. Я хотел бы поинтересоваться вашим мнением, не окажемся ли мы в скором времени заложниками точки зрения отдельных экспертов о виски, попробовать который, по сути дела, невозможно в силу его раритетности?
Чарльз Маклин: “В принципе, это возможно, если появились бутылки, которые могут позволить себе купить русские олигархи, китайские или индийские миллионеры. Пожалуй, немного грустно, что многие из таких релизов оседают в коллекциях и никогда не будут выпиты. Но что мы с этим можем сделать?..”

— Сейчас все больше появляется дорогих релизов, таких как Brora 40 YOGlengoyne 40 YO, Glen Grant 50 YO, The BenRiach Vestige, GlenDronach Recherché, The Dalmore Constellation Collection. Я уже не говорю о Glen Grant 60 YO, Glenlivet 70 YO, Mortlach 70 YO, The Dalmore EOS 59 YO. Это виски, которые стали уникальными — они слишком дорогие, чтобы их можно было протестировать.
Чарльз Маклин: “Представьте, что у вас, как у Daigeo, есть редкая бочка. И вряд ли вы поступите иначе, чем они, когда выставили свой виски Brora 40YO по цене 7000 фунтов стерлингов за бутылку. Потому что обязательно найдутся люди, которые заплатят эту цену. Это грустно, так как означает, что настоящие энтузиасты, которые разбираются в виски и ценят его, вряд ли смогут попробовать этот напиток”.

— И какой же может быть выход?
Чарльз Маклин: “На самом деле те коллекционеры, которые действительно наслаждаются виски, покупают по три бутылки. Одну для обмена, потому что коллекционеры стараются обмениваться, вторую — чтобы выпить с друзьями, ну а третью — чтобы убрать в шкаф. Вот, собственно, какую цену они платят”.

— Сегодня старые запасы виски Brora или Port Ellen оцениваются экспертами очень высоко. Но будут ли те бочки, которые сейчас лежат на складах, в дальнейшем столь же хороши?
Чарльз Маклин: “Не обязательно. Я думаю, что некоторые старые виски действительно очень хороши, но некоторые из них будут довольно плоскими и дубильными”.

— И они поступят в продажу по более низкой цене?
Чарльз Маклин: “Нет. Цены все время будет только расти. Цены отражают спрос. Коллекционеры ищут прежде всего раритеты. Они ищут определенные названия. Классический пример — Port Ellen, Ardbeg, некоторые версии Bowmore, Brora, Clynelish. Определенная группа версий от The Macallan, постоянно дорожающих на аукционах. Эти виски всегда вызывают интерес у инвесторов, так как они покупают только определенные версии и ищут редкие выпуски”.

— Виски The Macallan M Decanter в их числе?
Чарльз Маклин: “Да, и он в том числе. Всего было заполнено четыре хрустальных декантера Lalique объемом шесть литров. Один из них был выставлен на аукционе в Гонконге, и его цена достигла 628 000 долларов США. Еще один The Macallan M был продан частному китайскому коллекционеру. А два оставшихся декантера хранятся в запасниках дистиллерии The Macallan”.

— Да, мы писали о том аукционе.
Чарльз Маклин: “Подумать только, какую сумасшедшую цену выложили за этот виски! Хотя он, безусловно, очень редкий”.

— Интересно, покупая такой виски, будущие владельцы задумываются о его качестве?
Чарльз Маклин: “Разумные коллекционеры, не олигархи, у которых вкус не особо развит, покупают виски исходя из их престижности и цены. А истинные коллекционеры — они к тому же принимают к рассмотрению вкус и аромат виски.
Сегодня, благодаря оперативному распространению информации в мире, люди удивительно быстро начинают обсуждать вкус и аромат определенного виски. И если отзывы о нем не слишком хороши, то цену иногда корректируют. Поэтому, в принципе, вкусоароматические характеристики виски играют важную роль”.

— Раз мы коснулись отдельных брендов, то хотел бы задать вопрос, который я адресовал уже Дэвиду Стюарту (David Stewart), Брайану Кинсмэну (Brian Kinsman), Ричарду Патерсону (Richard Paterson), Майклу Уркварту (Michael Urquart): ваш топ-10 виски-брендов Шотландии.
Чарльз Маклин: “В моей голове все виски распределены по регионам. Поэтому немного сложно выбрать лучшие. Но я, пожалуй, попробую. (Чарльз откинулся на спинку стула и ненадолго задумался. — Прим. портала.)
Итак, Айла. На Айле это Lagavulin. Хорошая репутация у Ardbeg. Я особенно отмечу Ardbeg Uigeadail — это фантастический виски. Bowmore также хорош. Давайте пока на этом остановимся.
Спейсайд. Дайте подумать… В Спейсайде очень высокую репутацию имеет Mortlach. Я бы еще назвал Glenfarclas и Glendronach. С недавних пор Glendronach стал очень и очень популярным. Я бы еще отметил The Macallan. Но The Macallan, выполненный в старом стиле, — он совершенно фантастический. Но некоторые из современных версий тоже можно назвать интересными.
В Высокогорье это Highland Park. Я большой поклонник Old Pulteney. Ах да, определенно, Clynelish. Кажется, все десять”.

— Интересная десятка...
Чарльз Маклин: “Все равно это не полный список, поскольку существует множество версий различных лет. По правде говоря, я считаю, что каждая из дистиллерий может произвести потрясающий виски. Здесь все зависит от бочек. При том что каждая из дистиллерий может также произвести и не слишком хороший виски”.

— Вы могли бы это проиллюстрировать?
Чарльз Маклин: “Мне на ум приходит случай с The Macallan. Несколько лет тому назад моему другу преподнесли бутылку, которую он пожелал разделить со мной. Эта бутылка была розлита для Банка Шотландии (Bank of Scotland) и предназначалась в качестве корпоративного подарка для клиентов. Когда я взглянул на нее, то для 25-летнего виски ее цвет показался мне очень-очень бледным.
Минуточку, подумал я, этот виски наверняка выдерживался в уже отработанной бочке. Друг налил мне бокал. Я попробовал и осознал, что этот виски до сих пор не достиг своей зрелости. Он был ужасным. Справедливости ради надо сказать, что вообще-то стандартный The Macallan 25 YO — это великолепный виски. Но только не в этом случае.
Вообще это позор — то, что они продали такой виски Банку Шотландии. Точнее, то, что представитель Банка Шотландии купил на дистиллерии именно эту бочку”.

— Как раз вокруг The Macallan очень часто возникают споры. У бренда есть как яростные поклонники, так и неистовые критики.
Чарльз Маклин: “The Macallan постоянно пытается выстроить свой бренд. Как Ferrari. Именно бренд, который удален от самого виски. В результате множество потребителей, которые в прошлом были преданными поклонниками The Macallan, теперь разочарованы”.

— И чем же?
Чарльз Маклин: “В первую очередь ценами, которые неуклонно растут вверх. А во-вторых, вкусоароматическими характеристиками многих современных выпусков The Macallan.
Самое ценное, что есть у этого виски, — это его старый стиль, за который его так любят поклонники. Так что многие лояльные потребители, многие фанаты The Macallan теперь выражают свое недовольство”.

— Кстати, The Macallan — это один из брендов, который выпускает виски без указания возраста. Но он не одинок в этом. Недавно мы рассказывали нашим читателям о появлении Yamazaki Distiller’s Reserve и Hakushu Distiller’s Reserve. Чуть раньше — о Mortlach Special Strength и Mortlach Rare Old или о Highland Park Freya, Highland Park Thor и Highland Park Loki. Можно продолжить этот список. Это что — мода или некий расчет?
Чарльз Маклин: “Я думаю, что тут все просто. Производители уже выработали свои запасы старых спиртов. В конце 70-х и начале 80-х прошлого столетия было большое количество виски на складах. Сейчас только на таких дистиллериях, как The Macallan или Highland Park и некоторых других, сохранились бочки той поры закладки. Теперь этим виски по 40 лет, и цены на них могут достигать огромных величин. Названным дистиллериям повезло, что они имеют запасы выдержанных виски, но они уже подходят к концу. Осталось не так уж много старых виски. Вот потому-то цены на них достигают небывалых высот, и наблюдается нехватка старых запасов”.

— Возможно, к такому опустошению запасов причастен спрос на возрастные версии виски?
Чарльз Маклин: “Безусловно, сейчас наблюдается огромный спрос на старые виски. При этом производители хотят сохранить имеющиеся у них старые виски для однобочковых розливов или использовать их в премиальных купажах.
Это связывает им руки по части обеспечения достаточного количества виски большой выдержки. И что они делают? Они выводят на рынок новый бренд вместо того, который был раньше — с обозначенной на этикетке выдержкой. И этот новый виски может быть, к примеру, уже не 30-летним, а только 18-летним.
Наглядный пример — новая линейка The Macallan. Там есть версии The Macallan Gold, The Macallan Amber, The Macallan Sienna и The Macallan Ruby. Так вот The Macallan Ruby — это дорогой виски. В нем, по моему мнению, используется 18-летний The Macallan. Но при этом он стоит намного дороже, чем The Macallan 18 YO”.

— Выходит, что на то, чтобы отказываться от указания возраста, производителей толкает отсутствие достаточных запасов старых виски для поддержания своей основной продуктовой линейки?
Чарльз Маклин: “Да. Но есть и еще одна довольно интересная вещь. Сейчас производители стараются поощрять потребителей в том, чтобы они основывались в своих суждениях о виски не только на его возрасте, но и на его аромате и вкусе”.

— То есть?..
Чарльз Маклин: “Производители пытаются продвинуть своих потребителей. Мы-то знаем, что можно попробовать относительно молодой виски, и он окажется превосходным. А можно попробовать и старый виски, который окажется не столь хорош. То есть возраст — это не гарантия качества. И вообще надо учитывать точку зрения потребителя, если вы пытаетесь продать ему бутылку”.

— В развитии вкуса у потребителя производитель заинтересован, но не в случае с дорогой продукцией, где более важна престижность и статусность покупки, а до оценки вкуса дело вообще может не дойти (вспомню ваши слова об олигархах).
Чарльз Маклин: “Особенно когда вы где-нибудь в Азии в Duty Free встречаете бутылку без указания возраста, за которую просят 5000 фунтов стерлингов. И у потребителя может возникнуть естественные вопросы: “А почему я должен купить это? Что делает этот виски столь особенным? Почему он такой дорогой?”
Но если на бутылке будет стоять указание возраста “40 лет”, то это, как говорят рекламщики, станет “разрешением на покупку”.

— Верно они это подметили...
Чарльз Маклин: “Вы сможете оправдаться за эту бутылку перед своей совестью, перед своей женой или даже перед своим банковским менеджером. Это такая хитрость. И если, к примеру, Chivas в 2010 году развернул глобальную рекламную кампанию под слоганом “Возраст имеет значение” (Age Matters), то The Glenlivet, который, в общем-то, придерживается указания возраста на этикетке, выпустил недавно бутылку без указания возраста — The Glenlivet Alpha. (Оба бренда принадлежат одной компании — Pernod Recard. — Прим. портала.)
Я все же думаю, что все эти новинки без указания возраста базируются на нехватке у производителей запасов выдержанных виски”.

— Чарльз, после появления сингл молтов их почитатели камня на камне не оставляют на блендед виски. Как это можно прокомментировать?
Чарльз Маклин: “Никто из тех, кто претендует на звание ценителя виски, не может критиковать купажированный скотч. Если говорить, например, обо мне, то односолодовый виски — это моя ежедневная работа: я занимаюсь нозингом, дегустирую ежедневно множество виски, рассказываю о них людям.
А вот когда я собираюсь пропустить бокал-другой виски, а это случается обычно в шесть часов вечера, то все, что я хочу выпить, — это бленд виски.
Мой дом наполнен образцами виски и полными бутылками. Но если я собираюсь купить виски, это всегда будет купаж”.

— Звучит убедительно...
Чарльз Маклин: “Зачастую купажированный скотч может оказаться совершенным творением, если вы не хотите думать о виски, а хотите просто выпить и получить удовольствие.
Если вы мне даете односолодовый виски, я тут же начну делать его нозинг, дегустировать и при этом думать, как его оценить. А если я не хочу это делать, а хочу просто выпить, то это другое дело. Никто из тех, кто считает себя ценителями виски, не должен игнорировать купажированный скотч. С моей точки зрения, это фантастический продукт. Да, именно фантастический продукт!
Да и многие со мной согласны, поскольку 90 % всего продаваемого в мире шотландского виски — это купажированный скотч”.

— Чарльз, а что бы вы сказали по поводу виски, в составе которого 90 % — это сингл молты, а 10 % — зерновой виски?
Чарльз Маклин: “Если откровенно, то я предпочитаю немного больше зерновых компонент в виски. Я полагаю, что баланс 60 % на 40 % лучше”.

— А как вы относитесь к blended malt виски?
Чарльз Маклин: “Если рассматривать чисто солодовый виски, то, признаюсь, я не большой его фанат: предпочитаю либо блендед виски, либо односолодовый.
А что касается чисто солодового виски, то, хотя его и сложнее составить (во всяком случае так считают мастер-блендеры), но он не в моем вкусе”.

— Чарльз, недавно мы писали о начале реализации планов по строительству Torabhaig — новой дистиллерии на острове Скай. И сразу же возникли вопросы по поводу того, как правильно она именуется. Откровенно говоря, не хотелось бы, чтобы наименование нового предприятия запомнилось в неправильной форме. Не могли бы вы подсказать правильное произношение названия?
Чарльз Маклин: “Эта новая дистиллерия на острове Skye под названием Torabhaig — произносится как “Торавейк”, потому что на гаэльском сочетание букв “bh” дает звук “в”, а буква “g” обычно произносится как “к”.

— Тогда можно попросить вас озвучить произношение нескольких брендов виски из числа записанных на этом листке. По ним у нас существуют разные фонетические трактовки?
Чарльз Маклин (берет в руки список): “Bunnahabhain произносится как “Бунахаавн”.
Аuchentoshan — здесь сочетание букв “ch” дает звук “х”, так что получается “Ахынтошэн”.
Auchroisk… Вот это действительно загадочное название дистиллерии: Auchroisk произносится, скорее, как “Асроск”. Если фонетически записать, то получится “athrusk”.
Caol Ila звучит как “Калила”, ("culila").
Edradour произносится как “Эдрада” (ударение на второе “а”).
Glenburgie — как “Гленбёги”.
Glencadam произносится как “Гленкадам” (ударение на первое “а”).
Glenrothes — “Гленросез” (“glenrоthez”).
Кстати, Glenmorangie правильней произносить как “Гленморанжи”, с ударением на букве “о”, хотя многие люди даже в Шотландии произносят “Гленморанжи” с ударением на букву “а”.
Glenfiddich правильнее произносить как “Гленфидих”. И все потому, что “ch” будет звучать как “х”. Так и сочетание букв “bh” произносится как “в”.

— Чарльз, спасибо вам большое. А теперь фото!!!

Беседу вел Юрий Богоносцев

10 апреля 2014 г

Сорта виски по алфавиту

Premium distillers 240х117

Какой виски вам больше нравится?






Предварительные результаты голосования
КНИГА 240х103

Какой тип шотландского виски Вы предпочитаете?






Предварительные результаты голосования
Представляем марку2
123