Расписание вискикласс 17

Остров Айла: начало знакомства

Пожилая хозяйка дома, в котором я остановился, все приносила и приносила новые блюда, словно желая растянуть общение с экзотическим гостем из России. Мне же хотелось поскорее покинуть дом. Мысленно я уже был в пути к острову Айла, который последние несколько лет был моей заветной целью.

И вот цель близка, отчего на душе становилось как-то трепетно и тревожно.
До поездки в порт, где предстояло сесть на паром, оставалось почти два часа, а весь путь составлял не более пяти километров. Поэтому я решил еще раз пройтись вдоль набережной. У причалов было пустынно – все рыбаки уже давно ушли в море на промысел. Шел моросящий дождь. Он был на столько мелким и одновременно плотным, что временами напоминал туман.

Влага, кажется, повисла в воздухе, образуя местами плотную завесу, сквозь которую с трудом угадывались очертания противоположного берега бухты. «Так, чего доброго, могут и отменить рейс», − подумалось мне. Эти мрачные мысли заставили сесть в авто и направиться в сторону порта.

Отсутствие сколько-нибудь значимых построек, если не считать небольшого вагончика, в котором была касса, едва не сбило с толку относительно местонахождения пункта для моего старта на Айлу. Но стоявшие в очереди на паром автомобили ясно указывали, что это то самое место, которое я ищу. Машины выстроились друг за другом аккурат вдоль ровной линии, прочерченной на асфальте. На попытку выяснить, будет ли сегодня рейс, и, если будет, когда, мрачноватый дядя в непромокаемой куртке с капюшоном и яркими светоотражающими полосками серебристого и лимонно-желтого цвета сухо ответил: “Ждите команды”.

Паром

Заняв очередь и купив билет, мне не оставалось ничего другого, как просто ждать дальнейших событий. Появившееся судно пришло точно по расписанию. Из чрева коробля, которое оголилось, после того как была задрана вверх носовая часть корпуса, одна за другой стали выезжать машины. Мне не приходилось до этого пользоваться паромами такого масштаба, поэтому вся процедура выгрузки и загрузки судна вызывала у меня повышенный интерес.
Корабль был современным и действительно огромным. Это стало понятным только после того, как машина заехала в трюм судна и встала там на положенное место. Автомобили были запаркованы в несколько рядов.

Больше всего меня беспокоил стоящий радом экскаватор: его хоть и закрепили специальными ремнями, но со стороны эта сраховка выглядела как-то не очень убедительно. Подымаясь по лестнице на верхнюю палубу, я несколько раз оглянулся на этого трудягу, представив сколько шума он наделает, если, не дай бог, придет в движение.
В пассажирском салоне с большими панорамными окнами можно было не только любоваться водной гладью. Часть путешественников предпочли воспользоваться возможностью полноценно позавтракать на борту судна, причем желающих было так много, что даже образовалась небольшая очередь.

Знакомство с судном показало, что на нем есть маленький магазинчик, в котором продавался виски и книги о нем. Выбор бутылок был не очень большой, но интересный. Мое внимание, в частности, привлекла бутылка гаэльского виски Poit Dhubh 12 YO компании Pràban na Linne Limited. Рядом стояли еще несколько бутылок, которые тоже не попадались ранее. Очевидно, эту экзотику намеренно сосредоточили для продажи на пароме, полагаясь на туристов всех мастей. Однако торопиться с покупками я не стал, так как хотелось сорентироваться по ценам.

По ходу всего маршрута, который занял около двух часов, можно было следить за местоположением корабля и направлением его движения. Трансляция велась в реальном времени на специальных демонстрационных мониторах, размещенных в салоне. В принципе пустяк, но очень приятно, особенно когда плотный моросящий дождь скрывает береговую линию и корабль движется, как в тумане. Кстати, когда мы плыли к Айле над проливом бушевали порывы ветра такой силы, что даже бывалых моряков изрядно покачивало, когда они выходили на открытую палубу.
Разумеется, погодные условия в проливе бывают и похуже. Особенно зимой, когда, как говаривали местные жители, из-за сильных штормов сообщение с Айлой может вообще прерываться.

Порт Эллен

Населенный пункт Порт Эллен (Port Ellen), расположенный на южной оконечности острова Айла, является одним из его морских ворот. Небольшие ладно построенные домики этого не то города, не то деревни с населением всего 500 человек привлекают внимание еще на дальних подступах, когда приближаешься к берегу со стороны моря. В основном это одно- или двухэтажные постройки, хотя имеется и несколько трехэтажных зданий. Пожалуй, самым величественным из них является гостиница White Hart Hotel.

Все эти домики выглядят сошедшими с картинки: маленькие, аккуратненькие и очень привлекательные. Сначала они возникают едва различимые из-за удаленности. Потом очертания зданий становятся четче. Наконец, метров за 400, дома предстают с вполне просматриваемыми деталями. В этот момент на верхней палубe корабля собрались почти все пассажиры парома − будто они впервые, подобно мне, увидели этот остров.
Любование открывшимся видом было прервано сигналом, предписывающим занять места в своих автомобилях. Из машины было приятно смотреть на слаженной работой моряков, руководивших выгрузкой техники. Чувствовалось, что персонал выполнял эти действия и при куда более сложных погодных условиях − это было видно и в особенной согласованности, и в полном отсутствии хоть какой-либо суеты. При этом моя попытка выйти из машины, чтобы сделать несколько фотографий во время погрузочно-разгрузочных операций, была пресечена суровым взглядом моряка и его эмоциональным высказыванием, которое мне было понятно с полуслова. 

Перебравшись на сушу, появилось желание немного осмотреться в Порт Эллене и попробовать выяснить, есть ли в нем специализированный магазин по продаже виски. Чего греха таить, хотелось побыстрее соприкоснуться с продукцией Айлы. Но дело это оказалось непростым. На пустынных улицах единственный встретившийся человек, похоже, с трудом понимал английский. Да и то, что он пытался сказать, тоже осталось загадкой, поскольку было произнесено, вероятно, по-гаэльски. Побродив вдоль набережной и заглянув в примыкающие к ней улочки, стало ясно, что с идеей найти тут магазин надо расстаться. 

Как всегда помог случай: неизвестно откуда взявшийся интеллигентного вида человек, опять же после очень долгих объяснений того, что является предметом поиска даже не сообщил, а скорее показал жестом, сопровождаемым некими звуками, где находится искомый магазин. А он был, как выяснилось, всего в паре кварталов.

Честно говоря, первый опыт общения с местными жителями поверг в ужас: сразу представились картины долгих лингвистических упражнений при попытке выяснить что либо. Но, признаться, эти дурные предположения в дальнейшем не подтвердились, поскольку пусть и с акцентом, но все последующие собеседники достаточно прилично объяснялись по-английски. Более того, повсеместно чувствовалось уже почти нигде в мире не встречающееся желание помочь чужестранцу.

Итак, магазин был найден, но, едва переступив его порог, сразу возникло разочарование. Может быть, от того, что ожидания были слишком велики, а может, и действительно это был не лучший островной бутик. Он оказался слишком мал: и по площади, и по количеству выставленных на витрине бутылок.

Конечно, то были бутылки иного рода, нежели продающиеся в обычных супермаркетах. Все почти сплошь сингл молты как от местных дистиллерий, так и ряда независимых боттлеров, таких как Douglas Laing, Cadenhead’s, Duncan Taylor, Signatory Vintage, Gordon MacPhail, Hart Brothers. Но представительство каждого бренда сводилось к одному-двум экземплярам.

Кроме того, какой-то внутренний голос подсказывал, что торопиться с покупками не стоит: надо посмотреть, какой выбор есть в других местах. Забегая вперед, скажу, что голос оказался вещим, так как впоследствии удалось найти более интересные торговые точки.

Port Ellen Distillery

Чуть поодаль от городка, в километре-другом, расположена знаменитая дистиллерия с тем же названием, что и населенный пункт. Ее можно заметить издалека по сохранившейся надписи на одном из фасадов, который обращен к морю. Такие надписи делались специально на стенах всех айловских дистиллерий в помощь морякам, чтобы те могли правильно сориентироваться.

Сегодня Port Ellen Distillery работает только как производство по приготовлению солода. Им она обеспечивает все предприятия острова, готовя для каждого заказчика солод строго в соответствии с заданными параметрами. Это не мешает некоторым дистиллериям заниматься соложением самостоятельно, покрывая часть потребности в солоде собственными силами.

Что касается виски, то, несмотря на остановку дистилляции в 1983 году, в продажу все еще продолжают поступать различные версии Port Ellen. Основой их появления служат запасы бочек, оставшиеся с того времени, когда предприятие было открытым. Так, например, в 1998 году был выпущен Port Ellen 20 YO 1978/1998 60,9% Rare Malts Selection в рамках серии Rare Malt, которую инициировала компания Diageo. Двумя годами позже в рамках этой же серии был выпущен Port Ellen 22 YO 1978/2000n 60,5% Rare Malts Selection. Оба этих выпуска относились к категории «Ограниченная серия» (Limited Edition).

Вскоре было принято решение периодически выпускать отдельные лимитированные розливы виски Port Ellen в рамках обособленной серии. Первый такой выпуск был произведен в 2001 году. Тогда свет увидел Port Ellen 22 YO 56,2 % 1979 1st Release (2001). Второй релиз был выпущен на следующий год. Это был Port Ellen 24 YO 59,35% 1978 2nd Release (2002).

В 2003 году вышел Port Ellen 24 YO 56,2% 1979 3rd Release (2003). Его дистилляция была выполнена в 1979 году. Последними в этой череде были восьмой выпуск, который был осуществлен в 2008 году, и девятый, увидевший свет в 2010-м.
Не менее щедро разливали Port Ellen и независимые боттлеры. Более всего преуспел в этом деле Douglas Laing – почти 50 релизов, например:
Port Ellen 1978 30 YO 54,2% 0,7 Douglas Laing;
Port Ellen 1978 23 YO, Sherry Finish, Old Malt Cask, 50%, 0,7 Douglas Laing;
Port Ellen 1978, 27 YO, Bot.2006, 55,3%, 0,7 Douglas Laing;
Port Ellen 1979 29 YO World Duty Free 53,8% 0,7 Douglas Laing;
Port Ellen 1979 30 YO Bot. Aug 2010 53,3% 0,7 Douglas Laing;
Port Ellen 1982 19 YO Sherry Cask Old Malt Cask 50% 0,7 Douglas Laing.
Почти три десятка версий виски Port Ellen выпустила компания Signatory Vitage. В их числе: Port Ellen 1974 30 YO 46% 0,7 Signatory; Port Ellen 1978 23 YO Refill Sherry Cask #5268, 59% 0,7 Signatory; Port Ellen 1979 15 YO Casks #1873-75 43% 0,7 Signatory; Port Ellen 1983 27 YO Wine Treated Butt 55,7% 0,7 Signatory.

Периодически бутилировала Port Ellen и такая известная компания, как Gordon & Macphail. Ею было выпущено более полутора десятков его версий, например: Port Ellen 1974 Connoisseurs Choice, 40% 0,75 Gordon & Macphail или Port Ellen 1970 16 YO Connoisseurs Choice, 40% 0,75 Gordon & Macphail.

Надо признать, что Port Ellen всегда пользовался повышенным вниманием у независимых боттлеров, что определяет достаточно внушительный список тех из них, кто бутилировал виски этой дистиллерии. В нем встречаются, помимо упомянутых выше, такие фирмы, как: Adelphi, Blackadder, Cadenhead, Chieftain’s, Dewar Rattray, Dun Eideann, James MacArthur, Hart Brothers, Murray McDavid, Scott’s Selection и ряд других. Кроме того, существуют версии не только шотландских боттлеров, но негоциантов из других стран.

Например, в 1998 году итальянский боттлер Samaroli разлил 744 бутылки Port Ellen 1975/1998 0,7, 45%, Samaroli. А в 2007 году датским импортером и дистрибьютором QualityWold был разлит Port Ellen 1979 28 YO, 53,7% Norse Cask Selection.
Заметим, что запасы Port Ellen стремительно тают, а цены также стремительно растут. Ведь каждый новый выпуск становится все более зрелым и все более редким. И это на фоне очень высоких оценок, которые присваивают специалисты данному виски.

Автор: Юрий Богоносцев
 

Сорта виски по алфавиту

Premium distillers 240х117

Какой виски вам больше нравится?






Предварительные результаты голосования
КНИГА 240х103

Какой тип шотландского виски Вы предпочитаете?






Предварительные результаты голосования
Представляем марку2
123